На главную

1. Охарактеризуйте сущность понятия культура. Приведите наиболее точное с вашей точки зрения определение понятия «культура».

2. Когда и кем было впервые дано определение понятию «культура»? Какой смысл первоначально вкладывался в это понятие?

3. Перечислите группы, на которые разделили американские культурологи Кребер и Клакхон существующие определения понятия культура.

4. Приведите определение, данное древнеримским философом и оратором Цицероном философии.

5. Приведите определение понятия культуры, данное немецким юристом и этнографом Пуфендорфом. Объясните, чем было вызвано переосмысление сущности понятия культура в конце 17 века

6. Как трактовали понятие культура мыслители эпохи Просвещения?

7. Дайте определение понятию Эстетика и назовите имя учёного, введшего этот термин в научный обиход.

8. Охарактеризуйте взгляды Ж.Ж.Руссо на культуру.

9. Как понималась сущность культуры представителями немецкой классической философии?

10. Дайте определение понятию «цивилизация».

11. Дайте определение понятию « артефакт».

12. Поясните на конкретных примерах значение понятия «духовная культура». Какая связь существует между понятиями «материальная культура» и «духовная культура»?

13. Перечислите некоторые из законов возникновения, роста и заката цивилизаций по Н.Данилевскому.

14. Поясните, в чём специфика культурологии как гуманитарной дисциплины. Обрисуйте процесс формирования кулъторологии.

15. Поясните сущность антропологического подхода к культуре.

16. Поясните сущность социологического понимания культуры.

17. Поясните сущность философского понимания культуры.

18. Поясните значимость для культурологии труда Э.Тайлора «Первобытная культура».

19. Поясните, почему культуру часто называют «второй природой».

20. Поясните сущность понятия Культурная динамика. Как соотносятся понятия Культурная динамика и Культурные изменения?

21. Поясните смысл понятия «кулътурогенез».

25. Церечислите составляющие компоненты понятия культура по концепции Л. Уайта.

26. Перечислите основные функции культуры.

27. Как представлял О.Шпенглер историю существования культуры?

28. В чём видел Н.Данилевский специфику культурно-исторического развития?

29. Как с точки зрения О.Шпенглера соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

30. В чём видел американский культуролог Л.Уайт специфику культурологи?

31. Что с точки зрения Юнга представляет собой «коллективное бессознательное»? Какова его связь с миром культуры?

32. Что представляет собой «архетипы» «коллективного бессознательного»?

33. На какие периоды делит К.Ясперс историю культуры?

34. Охарактеризуйте взгляды А.Тойби на историю культуры.

35. Взгляды Н.Бердяева на соотношение понятий культура и цивилизация.

36. Поясните суть понятия «русский космизм». Назовите представителей этого культурологического направления и поясните сущность их взглядов на культуру.

37. Расскажите об истории возникновения и распространения книгопечатания.

38. В чём отличие культурно-исторической периодизации от исторической?

39. Укажите основные художественные стили 17 века. Дайте краткую характеристику этих стилей.

40. Из каких начал с точки зрения З.Фрейда состоит человеческая психика?

41. Расскажите о «золотом веке» русской культуры.

42. Дайте общую характеристику романтизма.

43. Расскажите о стиле рококо.

44. Дайте общую характеристику реализму как идейно-художественному направлению.

45. Какие оригинальные направления культуры Древнего Египта были связаны непосредственно с существовавшим там заупокойным культом?

46. Перечислите названия основных культурных сверх систем по П.Сорокину и поясните сущность каждой из них.

47. Укажите типы «души культуры» по О.Шпенглеру и поясните сущность каждого из типов.

48. Расскажите о месте культуры в философской системе Гегеля.

49. Охарактеризуйте основные положения Первого Философического письма П.Чаадаева.

50. Расскажите о взглядах славянофилов на пути развития русской культуры. Перечислите имена представителей славянофильства.

51. Расскажите о традициях классицизма в архитектуре.

52. Какие черты культуры дохристианской Руси роднили её с раннехристианской культурой Византии?

53. Поясните сущность идеи «месторазвития».

54. В чём заключаются особенности натурализма как идейно-художественного направления? Назовите имена представителей этого стилевого направления.

55. Охарактеризуйте особенности символизма как идейно-художественного направления. Назовите имена его представителей.

56. В чём заключается специфика импрессионизма как художественного направления?

57. Дайте определение понятию контркультура.

58. Охарактеризуйте направления молодёжной контркультуры 20 века.

59. Что такое «массовая культура»? Каково её место в современной культуре?

60. Дайте определение понятию субкультура.

61. В чём отличие субкультуры от контркультуры?

62. Расскажите о музыкальной культуре барокко.

63. Охарактеризуйте постимпрессионизм и назовите имена его представителей.

64. Охарактеризуйте основные реформы Петра 1 в области культуры.

65. Охарактеризуйте новые направления в русской культуре 18 века.

66. Расскажите о распространении идей Просвещения в России.

67. Что представляла сбой система средневекового образования?

68. Охарактеризуйте специфику западноевропейского искусства, философии, науки и литературы эпохи средневековья.

69. Дайте общую характеристику движения Реформации.

70. Охарактеризуйте основные направления русской культуры к. 14-15 веков.

71. Поясните смысл идеи « Москва - третий Рим»

72. Охарактеризуйте культуру древних шумеров.

73. Поясните, что подразумевается под понятием Античная культура и охарактеризуйте значимость этой культуры.

74. Перечислите основные периоды культурного развития Древней Греции.

75. Расскажите о системе образования в Древней Греции.

76. Охарактеризуйте культуру Древней Греции классического периода.

77. Охарактеризуйте специфику культуры Древнего Рима.

78. Как в культуре Древних Рима регулировались противоречия между слоями свободного населения: патрициями и плебеями?

79. Объясните, что такое Мусейон?

80. Что представляла собой культура эпохи эллинизма?

81. Назовите новые философские школы эпохи эллинизма и поясните, с какими тенденциями в культуре было связано их формирование.

82. Какие направления культуры активно развивались в эпоху эллинизма?

83. Охарактеризуйте культуру Древнего Рима эпохи Августа.

84. Обоснуйте значимость для русской культуры деятельности М.В .Ломоносова.

85. Охарактеризуйте две основные тенденции мировосприятия, свойственных раннему средневековью.

86. В чём суть циклической концепции существования культуры? Назовите имена её представителей и названия их произведений.

87. Перечислите некоторые из кризисных явлений в современной культуре ( по К.Лоренцу).

88. Расскажите о направлениях авангарда в изобразительном искусстве 2-ой половине 20 века (поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство).

89. Расскажите о «беспредметном искусстве».

90. Расскажите о взглядах западников на пути развития русской культуры. Перечислите имена представителей западничества.

91. Что такое «техногенная цивилизация»?

92. Расскажите о начальном этапе формирования киноискусства.

93. Расскажите о «театре абсурда».

94. Расскажите о взаимодействии техники художественного творчества в культуре последней трети 20 века.

95. Перечислите способы распространения массовой культуры.

96. Расскажите о «беспредметном искусстве».

97. Охарактеризуйте советскую культуру «предперестроечного» периода.

98. Чем храмовые комплексы античности отличаются от христианских храмов?

99. Перечислите особенности культуры дохристианской Руси.

100. В чём заключалось культурно-историческое значение крещения Руси?

101. Дайте общую характеристику культуры авангарда(модернизма).

102. Охарактеризуйте особенности конструктивизма как архитектурного стиля.

103. Возрождение как эпоха воплощения идеалов антропоцентризма.

104. Дайте общую характеристику культуры Возрождения.

105. Почему именно Флоренция считается первым центром культуры Возрождения?

106. Охарактеризуйте специфические черты русской культуры 2-ой половины 17 века.

107. Охарактеризуйте архитектурный стиль «московского барокко».

108. Дайте общую характеристику культуры эпохи Просвещения.

109. Поясните идейные причины формирования культуры авангарда

110. Охарактеризуйте основные направления авангарда

111. Расскажите о тенденции авангардизма в литературе и театре.

112. Что такое пролеткульт и какова его роль в формировании культуры советского государства?

113. Какое влияние оказала Октябрьская Революция на развитие русской культуры?

114. Перечислите основные направления культуры Древнего Египта.

115. Какую роль играл «дом жизни» в культуре древнего Египта.?

116. Что такое архитектурный ордер? Какие ордера вам известны?

117. Назовите специфические принципы, характеризующие древнегреческую культуру как культуру гуманистическую и демократическую.

118. В чём наиболее ярко проявлялось различие между культурой Древнего Рима и культурой Древней Греции?

119. Назовите и охарактеризуйте приоритетные направления культуры Византии.

120. Дайте оценку состояния современной культуры России.

121. Перечислите художественные стили Средневековья. Укажите время их формирования.

122. Охарактеризуйте видение Н.Бердяевым специфики русской культуры.

123. Поясните смысл «теории пассионарности» Л.Гумилёва.

124. Назовите произведения Н.Бердяева, в которых излагаются его взгляды на культуру в целом, и на специфику русской культуры в частности.

125. Охарактеризуйте видение Н.Лосским особенностей характера русского народа как носителя культуры.

126. Каковы роль и место культурологи в системе гуманитарного знания?

127. Каково исходное значение термина «культура»?

128. Что такое «культурфилософия»?

129. Что такое «культурантропология»?

130. Что такое «социология культуры»?

131. Чем характеризуются современные культурологические теории?

132. Почему идеи Освальда Шпенглера оказали значительное влияние на развитие культурологи?

133. Каковы основные идеи культурологической концепции Эдмунда Гуссерля?

134. Как можно охарактеризовать культурологический аспект учения Макса Вебера?

135. В чём суть культурологической концепции Карла Густава Юнга?

136. Как соотносятся между собой понятия «культура и цивилизация»?

137. Каковы основные сферы и сущность культуры?

138. Как соотносится культура и общество?

139. Каковы функции культурологи?

140. В чём состоит прогресс культуры?

141. Что такое традиции, новации и нормы в культуре?

142. Какова роль времени в культуре?

143. Что такое моральная культура?

144. Что можно сказать о методах культурологических исследований?

145. Что такое статистика и динамика культуры?

146. В чём состоят смыслы культуры?

147. Что такое культурные коды?

148. Что такое культурная картина мира?

149. Что такое культурный архетип?

150. Как соотносятся культура и труд?

151. Что такое культура элитарная и культура массовая?

152. Каковы экономические и правовые основания культуры?

153. Что такое этническая культура?

154. Что такое культурная самоидентичность?

155. Что такое инкультурация и социализация личности?

156. Что такое фоновое культурное знание?

157. Как проявляется культура информационного общества?

158. В чём суть взаимодействия национального и общечеловеческого в современной культуре?

159. Как соотносятся культура и образование?

160. В чём заключается кризис образования как глобальная проблема?

161. Что такое экологическая культура?

162. Каковы основные идеи мыслителей XIX – XX веков об исторических типах культуры?

163. Как может быть построена типология мировой культуры?

164. В чём состоит историческое значение и культурный смысл позднего палеолита?

165. Что такое миф, мифосознание?

166. Какова роль календаря в культуре различных народов?

167. Каковы основные символы культуры Древнего Египта?

168. Каковы основные достижения культуры Древнего Китая?

169. Какова роль ведических зрелищных искусств в Индийской культуре?

170. Каковы основные исторические периоды культуры Древней Греции?

171. Каковы исторические особенности культуры Древнего Рима?

172. Что такое Древнегреческая «агонистика»?

173. Что такое Древнегреческий «полис»?

174. Что такое Древнегреческая «пайдейя»?

175. Что такое Древнегреческая «калокагатия»?

176. Что такое «катарсис»?

177. Как можно охарактеризовать происхождение и основные этапы Византийской культуры?

178. Как возникло христианство и в чём его сущность, как явления культуры?

179. В чём средневековый человек видел смысл своей жизни, какие ценности определяли её?

180. Каковы основные черты духовной культуры средних веков?

181. Чем отличается картина от иконы?

182. Что представляет собой романский стиль в искусстве?

183. Как можно охарактеризовать готический стиль?

184. Каковы особенности культуры итальянского возрождения?

185. Характер художественной культуры возрождения

186. Какими различиями характеризуются возрождение в романских странах и на севере Европы?

187. Когда в искусстве появился жанр пейзажа?

188. Когда появляется жанр оперы? Как складывается судьба советской музыки?

189. Какое влияние оказали идеи реформации и протестанизма на развитие западной культуры и цивилизации?

190. Каковы особенности Европейской культуры XVII века?

191. В чём суть идеологии просвещения?

192. В чём состоит своеобразие немецкого Просвещения?

193. Каковы основные направления в художественной культуре Нового времени?

194. Что собой представляет романтизм как тип культуры?

195. Какова Новоевропейская культурная парадигма?

196. Каковы основные направления в культуре Декаданса?

197. Что такое модернизм?

198. XX век выделил в культуре направление постмодерна. Что такое постмодерн?

199. Постмодерн критикует проекты эпохи Возрождения и Просвещения. В чём смысл такой критики?

200. Избавиться от власти дискурса – одна из задач постмодернизма. Как это понимать?

201. «Новое» - одна из главных ценностей постмодернизма. В чём специфика постмодернистического понимания «нового»?

202. Какие изменения могут произойти в содержании мировоззрения XXI века под влиянием постмодерна?

203. Каковы особенности времени информационного общества?

204. Что такое «массовая культура»?

205. Какова роль средств массовой коммуникации в современной культуре?

206. В чём суть современного глобального социокультурного кризиса?

207. Каковы основные культурологические идеи в русской мысли XIX века (от П.Я.Чаадаева до В.С.Соловьёва)?

208. Каковы основные культурологические идеи Н.Я.Данилевского?

209. Как характеризовал русскую культуру Н.А.Бердяев?

210. Как географическая среда влияла на формирование русского культурного архетипа?

211. Какое влияние оказал социоцентризм на формирование русского культурного архетипа?

212. Какое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало православие?

213. Как интерпретируются в русском культурном архетипе различные ключевые ценности?

214. Какова специфика культуры древнерусской субцивилизации?

215. Каковы особенности Московской субцивилизации?

216. В чём особенности культуры Имперской субцивилизации?

217. Что представляет собой «социокультурный раскол» в России?

218. Каково происхождение слова «Русь»?

219. В чём разногласия сторонников норманнской и славянской теории происхождения Древнерусского государства?

220. Каковы особенности и роль культуры Византии?

221. Какова роль христианизации Руси для становления отечественной культуры?

222. В чём своеобразие культуры русского централизованного государства конца XV – начала XVI века?

223. Какую роль сыграл церковный раскол в истории русской культуры?

224. Чем объясняется подъём культуры в эпоху Петра I ?

225. Каковы характерные черты Просвещения в России: попытки создания «новой породы людей»?

226. Как отражался в культуре процесс становления национального самосознания?

227. В чём истоки зрелищного искусства в культуре XVIII – XX веков?

228. В чём своеобразие культурной эпохи Екатерины II ?

229. Как можно охарактеризовать золотой век Русской культуры?

230. Чем характеризуется серебряный век Русской культуры?

231. В чём своеобразие Русской культурв советской эпохи?

232. Каковы актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры?

233. Какова специфика социально – науцного и гуманитарного знания?

234. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины?

235. Какова история и логика становления понятия "культура"?

236. Предмет и методы культурологи.

237. Специфика социальной и гуманитарной культурологи.

238. В чём смысл логоса и хаоса как полярных категорий культурологии?

239. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни

240. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления?

241. Место культурологии в системе инженерного образования

242. В чём причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании культуры?

243. Как можно классифицировать определения культуры?

244. Основные культурологические школы и направления.

245. Каковы смыслы культуры?

246. Что собой представляют структура и функции культуры?

247. Истоки проблемы типологической классификации культуры

248. Понятия типа, типологии и типологизации культур.

249. Как осуществляется типологизация культур?

250. Характеристика некоторых типологических моделей культур.

251. В чём актуальность проблемы определениясоциокультурной динамики?

252. Каково отличие понятия "динамика" от понятия "прогресс"?

253. Две крайних позиции во взглядах на социокультурную динамику.

254. Каковы основные направления представлений о социокультурной динамике?

256. В чём суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику?

257. Предпосылки синергетического подхода.

258. Ключевые понятия синергетической парадигмы.

259. инергетический подход в исследованиях социокультурных процессов.

260. Понятие языка культуры.

261. В чём заключен фундаментальный характер языка культуры?

262. Каким образом можно классифицировать языки культуры?

263. Какими науками изучается язык культуры?

264. Что такое текст?

265. Что такое "знак" и "символ"?

266. Сенсибильный и интеллигибельный планы бытия.

267. Процесс формирования символических структур.

268. Какова специфика культурологического подхода осмыслению культурного мира человека?

269. Что представляет собой мир культуры человека? Современные подход к определению духовности.

270. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти? В чём причина ритуализации человеческой жизни?

271. Значения, ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия?

272. Что такое ценность?

273. Какова роль ценностного компонента в жизни людей?

274. Каковы принципы классифицирования ценностей?

275. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей?

276. Что такое ценностное ядро культуры? Каковы факторы, влияющие на его формирование?

277. Совпадают ли в одном и том же обществе социальные и культурные ценностные образцы?

278. Как соотносятся ценности и мотивации личности?

279. Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют?

280. Как выражены ценности в особенностях той или иной культуры?

281. Творчество как способ инкультурации. Специфика культурологического подхода к творчеству.

282. Как соотносятся творчество и профессиональная культура?

283. Какие обстоятельства обусловливают творчество как способ формирования индивидуального мира культуры?

284. Какова роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности? К чему надо стремиться?

285. Как соотносятся индивидуальный мир культуры с окружающим миром в разных традициях мировой культуры?

286. Каковы особенности мира человека как культуры?

287. Какие дисциплины изучают искусство?

288. Что такое искусство?

289. Какие существуют гипотезы генезиса искусства?

290. Каковы социокультурные смыслы искусства?

291. Что является критерием художественности?

292. Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах?

293. Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве?

294. Искусство и массовая культура.

295. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры?

296. Какова динамика художественной культуры?

297. Как связаны между собою в истории культуры научное и религиозное мировоззрение?

298. Каково отношение между наукой и религией с точки зрения их роли в культуре и того, как они описывают представления человека о мире?

299. Что роднит науку и религию?

300. Что и как изучает наука

301. В чём заключается особенность религиозного отношения к миру?

302. В чём состоят основные различия между наукой и религией?

303. Какие существуют познавательные модели мира?

304. В чём суть дилеммы знания и веры в современную эпоху?

305. В чём смысл разрабатываемой сегодня диатропической познавательной модели мира?

306. Каковы существенные отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры?

307. Техника как социокультурное явление.

308. В чём специфика культурологического изучения техники?

309. Каковы социокультурные смыслы техники?

310. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?

311. Каково взаимодействие техники с другими социокультурными элементами?

312. Какие существуют модели динамики техники?

313. Каковы проявления взаимоотношений "человек — техника"?

314. В чём актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации?

315. В чём смысл понятия "цивилизация"?

316. Каковы история и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой?

317. В чём суть культурного измерения цивилизации?

318. Каким образом можно типологизировать цивилизации?

319. Культура как социогенетический код цивилизации.

320. Когда и как люди могут воздействовать на культурно-цивилизационную динамику?

321. Каковы перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем?

322. В чём заключается специфика и каковы основные черты техногенной цивилизации?

323. В чём состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него?

На главную

Сайт управляется системой uCoz